Священноначалием Русской Православной Церкви в течение последних десятилетий создана стройная система орденов и медалей, отмечающих подвиг и вклад наших современников — священно-и церковнослужителей и мирян — в дело возрождения русской православной духовности, на благо вере и Отечеству. На сегодняшний день эта система включает восемь орденов различных степеней и три медали. Кроме того, особые знаки отличия могут быть учреждаемы Священными Синодами Белорусской и Украинской Автономных Церквей. Так, священнослужители и миряне братской Беларуси награждаются орденом "Креста преподобной Евфросинии Полоцкой".
Ордена и медали Русской Церкви могут вручаться любому из ее членов независимо от сана, происхождения, имущественного или сословного ценза. Митрополит и сельский батюшка, ученый богослов и скромный сотрудник просветительных и медицинских учреждений, иерей и мирянин — награда каждого определяется его трудом и верой, а не чином и общественным положением. Как сказано
в известной пасхальной беседе Святителя Иоанна Златоуста, тот, кто пришел на ниву церковного подвига не с утра, но с полудня, и даже не с полудня, но лишь к вечеру, и даже, как многие из нас, "к одиннадцатому часу", т.е. на склоне лет, равно ублажается и равной удостаивается награды. Никому и никогда не поздно присоединиться к великому общему деланию Святой Церкви.
...Проходят века и годы, близятся времена и сроки. Заканчивается первый год нового, XXI столетия, нового, III тысячелетия.
С Новым годом, дорогие братья и сестры! От души желаем Вам более всего потрудиться в меру сил и таланта над обновлением внутреннего своего человека, над созиданием спасения. Веруем, что Господь не оставит Русской Земли Своей нескудеющей милостью, а верных чад Божиих — Своих земных и небесных наград.
Орден святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского
Орден благоверного царевича Димитрия, Угличского и Московского
Медаль святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского
В древности Русская
Церковь не знала какой-либо системы
внешних отличий и наград. Накал
духовной жизни в епархиях и
приходах был тогда совсем другой,
несопоставимый с нашей современной
эпохой. Позже, в период
Императорской России, с ее внешним
блеском, "табелью о рангах" и
разработанной иерархией регалий,
представителей духовенства
награждали в соответствии с общим
порядком.
Разумеется, в Церкви существовала и
существует своя, особая наградная
система, исходящая из особенностей
священного сана, богослужебных
одеяний и принадлежностей
священнослужителей. Само
назначение более высокого сана
является наградой, обусловленной
достоинством служения
награждаемого. Иерей может стать
протоиереем, иеромонах — игуменом
и архимандритом, епископ
— архиепископом и затем
митрополитом. Диакон может быть
награжден правом ношения двойного
ораря, иерей (и иеромонах) —
набедренником, наперсным крестом,
протоиерей — палицей, крестом с
украшением, митрой, правом служить
при отверстых Царских Вратах до
Херувимской и до Отче наш,
архимандрит — правом употребления
посоха при богослужении ,
архиепископ — именной или памятной
панагией...
Но, помимо этих церковно-богослужебных
отличий, священноначалие Русской
Церкви разработало в последние
четыре десятилетия и самобытную
орденскую церковную наградную
систему. Первым по времени
учреждения стал орден святого
равноапостольного князя Владимира
(трех степеней), появившийся в нашей
Церкви в период первосвятительства
Святейшего Патриарха Алексия I, в
конце 1950-х гг., и долгое время
остававшийся единственной
церковной наградой. При Святейшем
Патриархе Пимене был учрежден
орден преподобного Сергия
Радонежского в 1978 г. Десять лет
спустя, в 1988 г., в ознаменование 1000-летнего
юбилея Крещения Руси, было
учреждено сразу три ордена: орден
святого апостола Андрея
Первозванного с алмазной звездой,
ставшего высшей наградой Русской
Православной Церкви, которой
награждаются Главы Церквей, орден
святого благоверного князя Даниила
Московского, одинаково часто
вручавшегося как церковным, так и
светским деятелям, потрудившимся
на ниве духовного возрождения
России, и орден святой
равноапостольной княгини Ольги —
специально для церковных тружениц,
подвижниц Церкви и духовного
просвещения.
Ввиду необходимости поощрения
вклада и подвига людей, отдающих
свои силы борьбе с многоразличными
духовными и социальными недугами
нашего общества,
благотворительности и попечению о
слабых и нуждающихся в помощи, были
учреждены орден святого мученика
Трифона (в 1995 г.) и — совместно с
Российским детским фондом — орден
святого благоверного царевича
Димитрия (в 1997 г.).
Возрождение миссионерского
служения, целью которого является
ныне уже не просвещение внешних,
языческих народов, но возвращение
ко Христу и воцерковление основной
массы нашего народа, подвигло нас
учредить также и специальный
миссионерский орден
— святителя Иннокентия
митрополита Московского и
Коломенского (1999 г.). Кроме
указанных орденов мы награждаем
священно-и церковнослужителей и
мирян также и церковными медалями:
преподобного Сергия Радонежского,
благоверного князя Даниила
Московского и святителя Иннокентия,
митрополита Московского и
Коломенского.
...Не орден красит человека. И никто
из нас не придет с орденами и
медалями на Страшное Судище
Христово. Но священнослужители с
достоинством носят назначенные им
священноначалием награды как
свидетельство достойного
прохождения церковного служения,
уважения со стороны паствы и
церковного народа. Будем молиться,
чтобы земные наши награды были хоть
в малой степени отражением будущей,
обещанной Господом награды на
небесах праведным.
Главная / Тематические / Церковные
На этой странице использованы фотографии и текст из календаря
"Ордена и медали Русской Православной церкви на 2001 год"
изд. БСК